Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Как происходит выздоровление по программе «12 Шагов»

Как происходит выздоровление по программе «12 Шагов»

«12 Шагов» самая известная в мире программа преодоления зависимости. Точнее сказать, программа, которая помогает, имея эту неизлечимую болезнь, проживать трезвую и благополучную жизнь без употребления любых психоактивных веществ.

История возникновения и существования этой программы – это история жизни многих тысяч людей, которые своим опытом, своими мыслями и чувствами делились с другими зависимыми и едиными общими усилиями нашли универсальные механизмы помощи друг другу. Это история того, как сами зависимые, создали целую систему помощи в выздоровлении от заболевания, которое до сих пор не может излечивать медицина, и, сталкиваясь с которым врачи могут предложить лишь малоэффективные, кратковременные меры. Правда, не без помощи психологов. Гений Карла Густава Юнга и его взгляды сыграли очень важную роль, оказали влияние на позицию основателей движения.

А началось все в 1840 году в Американском городе Балтимор, штата Мэриленд, где появилась первая группа анонимных алкоголиков, собравшихся вместе для взаимной поддержки и взаимопомощи. Группа просуществовала не очень долго, постепенно переродившись в социально-политическое движение, однако идеи взаимной помощи друг другу зависимых людей и несомненная польза от такого взаимодействия, стала приобретать сторонников в Американском обществе, нуждавшемся, уже в то время, в возникновении каких-либо эффективных методов борьбы, с все растущей, алкоголизацией населения.

Идеи нашли понимание в христианских группах, так как трезвый образ жизни – это то, что является необходимой составляющей жизни для большинства религиозных конфессий. Наиболее известное из таких течений, так называемые «Оксфордские группы», стали включать в свою работу организацию и проведение собраний, на которых обсуждали вопросы, связанные с духовной жизнью человека в условиях современного общества, призывали к покаянию, очищению от грехов и праведному, в том числе трезвому образу жизни. Одно из задач групп было обращение к Богу, поиску собственной духовности и опора на веру в Бога во всех сферах человеческой жизни.

Будущие основатели общества Анонимных Алкоголиков Билл Уилсон и Боб Смит в начале развития «Оксфордских групп» были активными их членами, однако затем, ушли оттуда, не согласившись с внутренними противоречиями, появившимися в этом движение, с резко ортодоксальными взглядами большинства его членов. К тому же, они оба остро нуждались в решении основной проблемы собственной жизни – проблемы алкоголизма. И имея опыт групповой поддержки и помощи, понимая эффективность такого подхода, основали новое движение – Анонимные Алкоголики. Движение сохранило основные первоначальные идеи – взаимопомощи, духовного развития и изменения жизненных принципов и взглядов.

10 июня 1935 года собралась первая группа Анонимных Алкоголиков, и с того времени, каждый вечер, уже во многих странах мира, собираются и работают группы этого громадного сообщества.

«12 Шагов» — это программа духовного «разворота». Изменение своей жизни и принципов ее проживания, изменение целей и жизненных задач.

Много лет зависимый жил в абсолютном эгоизме. Наплевательски относился к окружающим, пользовался ими, врал, манипулировал, зачастую воровал, бил, унижал. Если просто «волшебным» образом сделать его трезвым, как с такими качествами и способами жить, он сможет наладить свою жизнь? Да никак. Это и является «подводной частью айсберга», когда для лечения зависимости применяются такие методы как: кодирование, подшивки, магнитно-лазерная коррекция, гипноз и т.п.

Если зависимый сохраняет вынужденную трезвость, при этом оставшись тем же человеком, каким и был в употреблении — безответственным, эгоистичным, нечестным, равнодушным, то его и его близких ждет сильное разочарование.  Не зря в такие периоды близки «в сердцах», в отчаянии, могут и сказать: «Лучше бы ты употреблял!», потому что, испытывая чувство вины от употребления и стараясь справиться с эти чувством, зависимый хотя бы периодами был похож на «нормального» человека. Но ведь и не может человек, «по волшебству», из эгоиста превратиться в понимающего и заботливого, перестать думать только о себе и взять на себя ответственность, в том числе, и за прошлые ошибки. Это процесс, и процесс медленный. Это работа и психических и духовных структур, которые в определенной среде и получая определенные задачи и мотивацию, начнут формировать или корректировать искаженные или не существующие ранее части.

У близких зависимого есть иллюзия, что подлинным, что называется «самим собой» человек бывает тогда, когда он трезв. Это позволяет им существовать рядом с зависимым долгие годы, становясь на позицию : «Когда не пьяный- такой золотой человек! Добрый, хороший, помогает, детей любит». Принимая за его подлинную суть , то состояние, когда зависимый находится в ощущении вины, стыда, беспомощности. Когда пытается как-то загладить причиненные в период употребления обиды, возместить ущерб и т.п. На самом деле он и не тот монстр, которым бывает употребленным, и не тот золотой человек, которым является в период между употреблением. Он, что-то среднее. И именно эта, нестабильная его личность, и становиться видна, когда зависимый в «завязке». И вот тут и можно увидеть, что он незрелый, его амбиции и претензии необоснованны, он ленив и инфантилен. И он должен работать над собой , чтобы выжить и сохранить трезвость.

Именно такую работу и проделывает человек, выполняя программу «12 Шагов».

Все очень просто, всего 12 этапов нужно пройти для эффективного психического и духовного изменения. И всего первых три шага, для того, чтобы приобрести устойчивую трезвость.

Первый шаг: «Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что наши жизни стали неуправляемы». Итак – все начинается с признания зависимого того, что он оказался в безвыходной ситуации и не справляется больше со своей жизнью. Признание того, что алкоголь или наркотики стали его «хозяевами» и вся жизнь приобрела только один смысл и направление – употреблять.

Сделать этот шаг – труднее всего. Защитные механизмы психики мешают реально и честно взглянуть на ситуацию. И совершенно искренне зависимый человек убеждает себя и других, что для него главное в жизни, например, семья. Будет рассказывать, как он беспокоится за благополучие и дорожит своими детьми, совершенно не отдавая себе отчет, сколько раз те же самые дети видели, например, безобразные картины пьяных скандалов, сколько раз им было стыдно перед соседями за валяющегося в подъезде отца. Или просто, сколько раз он им соврал, что проведет вместе время, куда-то свозит, поиграет, а вместо этого был очередной запой. Или искренне любящий маму наркоман, не сможет объяснить, как сочетается его любовь и то, что он ворует у нее деньги, продает вещи из дома, и тому подобное.

Вот это признание – что самое любимое, самое дорогое в жизни – это то, что убивает, это вещество, которое лишает разума и человеческого облика, сделать невероятно сложно.

Громадная помощь для выздоравливающего – это поддержка людей, которые проходили тем же путем. Если выздоровление происходит в реабилитационном центре, то такие люди–   эо консультанты и реабилитанты с более долгим сроком пребывания, которые своей жизнью и примером показывают, что, только перестав врать самому себе, перестав скрывать от себя свои беспомощность и бессилие, признав, что сам ты не справился, можно начать выздоравливать.

Не сделав этого шага, зависимый останется в иллюзии, в которой находится давно – «я сам все исправлю, я возьму употребление под контроль, я буду жить по-другому». Ну, в общем, то, что он говорил себе и другим не раз, и что совершенно не удается сделать, когда мы имеем дело с зависимостью.

Второй шаг: «Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие».

Ну, в общем, логично: если не справился сам, то кто справится? Наверное, кто-то другой. В программе нет четкого призыва верить в Бога. Говорится о «Силе, более могущественной». И это замечательный выход, потому что для верующего человека – это возможность развернуть лицом к тому Богу, в которого он верит. Для не верующего, такой силой может служить «коллективный разум», помощь группы людей.

Второй шаг – это готовность опереться в своей жизни не только на свое собственное «Я», но и на мнение, здравые мысли и взгляды другого человека или группы людей. Это готовность посмотреть на мир через чужой опыт и принять помощь.

Третий шаг: «Приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы Его понимали». Это окончательное решение отказаться от такой опасной для каждого зависимого человека тенденции, делать только то, что лично ему хочется, действовать исходя только из собственных желаний, без учета мнения и желания других людей. Этот шаг – борьба со своеволием зависимого, с его желанием получить все и сразу, и в самом наилучшем виде. Этот шаг – научение смирению.

Простой пример, который я лично видела много раз: выписывается резидент из реабилитационного центра, и понимает, что ему надо как-то жить, работать, платить по кредитам, которых обычно много и тому подобное. А работы он лишился из-за того что был в запое или на «марафоне», родные с его кредитами еле справляются. Да и вообще, никто не спешит ему сразу же возвращать свое доверие, восстанавливать отношения. Зачастую, относятся настороженно и с опасением. И в такой ситуации без перепоручения своей жизни той «Более могущественной силе», которую ему удалось найти для себя, не обойтись. Иначе снова возникнет отчаяние, обреченность, и так как он продолжает быть зависимым – желание употреблять. Поэтому третий шаг необходим, чтобы смириться с жизненными трудностями, принять жизнь такой, какая она есть и научиться видеть хорошее в плохом. Научиться, не поддаваться унынию и сохранять в душе надежду.

Именно Юнг первым сказал о том, что тяга к алкоголю и тяга к духовности – это очень похожие вещи. Вот что Юнг писал про одного из своих клиентов : 

«Его тяга к алкоголю была равнозначна, на нижней ступени, духовной жажде, томящейся в глубине души всякого человека. Выражаясь средневековым языком, он жаждал союза с Богом» .

И программа «12 Шагов» переориентирует эту духовную жажду на истинные духовные ценности.

Далее в программе следуют шаги, способствующие более глубокому пониманию своей человеческой сути, своих недостатков. Идет работа по исправлению ошибок и возмещению причиненного ущерба. Продолжается работа по пути духовного роста и развития.

Очень простая программа. И очень сложная одновременно. Из-за того, что работа по ней – это путь длинною в жизнь. Но эта жизнь точно будет трезвая и благополучная.  

Источник

Оставить комментарий